Классному руководителю

Внеклассное мероприятие

index.html

Программа воспитания и социализации обучающихся на 2012-2013 учебный год

5 класс МКОУ «СОШ №4» СП ООШ №5.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, вне учебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

 

· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

 

· укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

• формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• укрепление отношения к семье как основе российского общества;

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся для более полного достижения цели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (национального воспитательного идеала) с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

 

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

• воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

• воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

 

 

 

Список литературы

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
  2. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
  3. Классные часы: 5, 6, 7, 8, 9 класс. А.В.Давыдова. – М., 2008.
  4. Классные часы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М., 2006.
  5. Мое здоровье. П.П.Кочеганова, Ю.в.Науменко. – М., 2008.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. – М., 2008.
  7. Патриотическое воспитание. И.А.Пашкович. – Волгоград, 2006.
  8. Познай себя. Г.К.Селевко. – М., 2006.
  9. Родительские собрания. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева. – М., 2005.
  10. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева.– М., 2002.
  11. Формирование коллектива класса. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова. – М.. 2006.

 

 

 

 

Работа с учащимися

 

сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

К.Ч.   «Семья и семейные ценности»

К. Ч. «Олимпийский урок»

К.Ч. «День финансовой грамотности»

К.Ч. «200 лет победы в отечественной войне 1812 года.»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Праздник 1 сентября

Конкурс фотографий «Летний калейдоскоп»

Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

Закрытие школьных малых Олимпийских игр, подведение итогов конкурса «Самый спорт. класс»

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Открытие школьных малых Олимпийских игр. Начало конкурса Самый спортивный класс.

Осенний кросс

Соревнование по футболу.

Единый День здоровья

Соревнование по пионерболу.

Кросс нации.

Соревнование по шашкам.

Соревнование по настольному теннису.

Профилактическое направление

Инструктаж по ТБ «Дорога в школу и домой»

День ГО (эвакуация)

 

Беседа по предупреждению травматизма

Итоги месяца «Линейка»

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

 «Планирование работы класса на 2011-12 уч. год»

 

Выборы органов самоуправления в классах

Заседания комитетов, выборы актива школьного самоуправления.

 

Оформление школьного уголка

Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности

 

Проведение родительского собрания. Организационные вопросы. Готовность к обучению во 5 классе .

Работа по составлению карты семьи

- заседание родительского комитета

- списки многодетных семей

- анкетирование родителей

- анализ и обработка информации

 

 

 

 

Работа с учащимися

 

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Торжественное открытие периода

Операция «Доброта сердца» - ко дню пожилых людей

«Сюрпризы осени». Конкурс творческих работ с природным материалом

Мини – лекция «День памяти жертв политических репрессий».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Конкурс открыток к Дню учителя «С любовью к Вам, Учителя».

Концерт «Музыкальная открытка», посвященный Дню Учителя. Конкурс открыток, посвященный дню учителя.

 

Выборы: «Волшебника», «Лидера», «Эрудита»

Внеклассное мероприятие «Осенний калейдоскоп».

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

День спринтера

 

Озеленение класса.

 

Профилактическое направление

Заседание комитетов

Антинаркотическая акция

Посвящение в НОУшата

Итоги недели.

 

Подведение рейтинга.

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

День самоуправления с участием комитета по образованию и комитета по творчеству.

Заклеивание окон в классе

Генеральная уборка в классе

Беседа по предупреждению травматизма

Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности

Индивидуальные консультации для родителей по коррекции поведения, усвоения программного материала. 

 

 

 

 

Работа с учащимися

 

ноябрь

 

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

 

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Торжественное открытие пириода.

К.Ч. Итоги 1 четверти

 

Предметная неделя русского языка и литературы: «Путешествие в страну знаний»

Классный час «Будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мама!»

 

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

День народного единства. Благотворительная акция «дети – детям»

 

Школьный конкурс рисунков «Звезда по имени школа»

КТД «Мои любимые сказки»

Конкурс творчества «Планета детства»

Концерт ко Дню Матери


Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Каникулы по плану.

Беседа с участковым инспектором.

 

КТД «Вместе весело шагать»

Итоги месяци «Линейка»


Профилактическое направление

Инструктаж

Поведение во время осенних каникул

 

 

Итоги недели

Подведение рейтинга


Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися.

 

Заседание комитетов

 

 


Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности

Индивидуальные консультации для родителей по коррекции поведения, усвоения программного материала. 


 









 

 

 

 

 

Работа с учащимися

 

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Выставка ИЗО «волшебство рождественской сказки»

«Урок России»,посвященный дню конституции

Классный час «Я гражданин своей страны»

Предметная неделя физики.

Минута славы «Лучший дед мороз»

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Акция «Познай себя сам» (всемирный день борьбы со спидом)

Конкурс компьютерных листовок «21 век – век здорового образа жизни»

Акция «мастерская деда мороза»

Конкурс украшения кабинетов.

Выпуск школьных газет

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Заседание комитетов

Эстафета на лыжах.

КТД «Как празднуют Новый год в других странах»

Новогодний карнавал на улицах Солнечного города.Нрвргоднее кафе

Профилактическое направление

Итоги недели

 

Инструктажи по правилам пожарной безопасности

Итоги недели

Инструктаж

Поведение во время зимних каникул

 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Организация дежурства в классе.

Заседание комитетов

Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.

 

 

К.Ч. Итоги 2 четверти

 

Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности

Индивидуальные консультации для родителей по коррекции поведения, усвоения программного материала. 

Родительское собрание

- «О поощрении и наказании»

Коллективное творческое дело «Готовимся к Новому году»

 

 

 

Работа с учащимися

 

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

 

 

 

Программа «Каникулы»

 

 

 

Программа «Каникулы»

 

Заседание комитетов.

КТД «Профессии наших родителей»

Конкурс презентации анимации «Есть такая профессия».

Игра Брейн-ринг «Все о профессии»

 Встречи с интересными людьми города.

Предметная неделя иностранного языка.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

КТД «Угадай профессию»

КТД я и мир профессий

День снятия блокады Ленинграда.

Встречи с интересными людьми города.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

П Зимние  забавы на свежем воздухе поход на каток.

 

Профилактическое направление

Осторожность на дороге

Заседание комитетов

 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися.

 

Помощь в устранении неудовлетворительных отметок.

 

Формирование семейно культуры. Воспитание социальной ответственности и компетентности

Индивидуальные беседы с родителями.

По необходимости посещение семей.

Привлечение родителей к оформлению

 портфолио детей

 

 

 

 

 

Работа с учащимися

 

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

К. Ч.  «Миром правит любовь»

Итоговая линейка «Итоги января»

Неделя истории и обществознания

«Они защищали Родину» - литературно-историческая комбозизия.

Итоги месяца «Линейка»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Вечер встречи выпускников (подготовка номера)е комитетов

День Святого Валентина

Конкурс на лучшую Валентинку

«Поздравить спешим всех мужчин!» Поздравление пап и мальчиков класса. Конкурсная программа.

 

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

 

Весёлые перемены

(игры на сплочение коллектива класса)

Военно-спортивная игра «Зарница»

Спортивно – игровой праздник «Великолепная семерка»

 

Профилактическое направление

К.Ч. «Безопасность в помещении при пожаре» (пожар в квартире)

Итоги недели

 

 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

З